Однажды к почтенному сельскому жителю по чужому приглашению ввалилась компания лиц без определенного места жительства. Бородатых таких лиц, во главе (и с подачи!) того же самого Гэндальфа. В результате компания приобрела специалиста-взломщика (или попросту вора) -- что само по себе свидетельствует о "чистых и Светлых" намерениях этих бомжей, но не в этом суть. Суть в том, что все дальнейшее мы знаем только с точки зрения (не выше метра от земли!) этого вора и из его мемуаров. В отличие от Олорина, Бильбо Бэггинс не смыслил ни в тактике, ни тем более в стратегии, и просто оставил достаточно добросовестные и подробные мемуары. Из которых можно сделать весьма интересные выводы. А если добавить еще и Примечания к "Властелину Колец"...
"Я искал тебя, Торин Оукеншильд," -- это не я сказал, это все тот же Гэндальф. Искал, значит. Чтобы поговорить о драконе и вообще спровоцировать горячих гномейских парней на лихую авантюру (иначе этот поход не назовешь -- с точки зрения здравого смысла и большинства участников): пойти, дойти до дракона, а там что-нибудь придумается... А поскольку горячие гномы способны думать в основном с баруком в руках, нужен некто иного склада, с врожденными способностями к маскировке, тихой ходьбе... да и с обостренным инстинктом самосохранения, в конце концов.
Дальше начинается еще интереснее. Гэндальф, мудрый и опытный Гэндальф исчезает из отряда на ночь глядя (не с утра!) прямо посреди одного из самых опасных участков дороги в Раздол. Приспичило ему "в разведку" -- в двух днях пути от Брода (кто не верит -- посмотрите во "Властелине Колец" описание тех же мест). Далее следует эпопея с троллями -- Гэндальф, как шериф в вестерне, успевает в нужный момент, все (кроме троллей) живы и почти невредимы, даже сокровища нашли...
Стоп-стоп-стоп! Сокровища, говорите? Ключик случайно на земле валялся... Что у нас там в логове лежит? Правильно, эльфийские клинки. Да не какие-нибудь, а Гламдринг с Оркристом -- королевское достояние Гондолина. Мечи знатные, три эпохи орки их забыть не могут... Оставим в стороне вопрос -- каким образом тролли вообще могли в лапы взять эльфийский клинок (Углука, помнится, даже арнорские кинжалы обожгли, ну, впрочем, тролли не орки... хотя еще мене устойчивы ко всему Светлому, даже солнышка боятся до смерти); интересно, каким образом эти мечи попали в эту пещеру? То, что вешается на уши гномам и хоббиту, "за отмазку не катит", говоря языком известного анекдота.
Эльфы, ау! Вспомните (кто не был лично -- по Сильму хотя бы) падение Гондолина. Его ведь не банда какая-нибудь грабила. Армия Моргота. С командованием и тэ-дэ. Есть все основания предполагать, что Тургон свой меч не выпускал из рук до самой смерти. Может быть, его и подобрали орки. Как вы думаете, будет ли какой-нибудь рядовой гоблин разгуливать с таким клинком на поясе?
Да ничего подобного! Поскольку меч был хорошо известен, отберут эту игрушку у гоблина. Во-первых, чтобы не обжегся ненароком, а во-вторых -- понесут начальству. В Ангбанд. Как особо ценный трофей и лишнее доказательство смерти ненавистного нолдо. А потом куда такой раритет пойдет,а? Часовому при темницах, что ли? Темный просто не сможет такой штукой орудовать. Так что потащат эльфийские клинки (со всеми мерами безопасности) или в сокровищницу, или в какой-нибудь особый арсенал.
Так что логичнее будет предположить, что мечи эти какое-то время валялись в Ангбанде. Извлечь их оттуда могли только во время "зачистки" -- когда "бравые пятнистые (не путать с зелеными!) эльфы из спецназа" (С.О.Рокдевятый) добивали уцелевших защитников, освобождали пленных и выводили Моргота. Не узнать работу своих сородичей они вряд ли могли. И не передать наследникам королевскую реликвию -- тоже, кстати.
Но это все догадки, гипотезы, домыслы. Факт пока что один -- знаменитейшие эльфийские клинки в руках гномов.
Что странно -- отправляясь в опасное путешествие, воинственные гномы не позаботились о вооружении. То есть абсолютно. До самого драконьего логова ходили буквально с "голыми руками". Ни кольчужки какой, ни даже традиционного и универсального топора за поясом. Такое ощущение, что кто-то им гарантировал личную безопасность на всем маршруте. Чуть ли не пикник: пришедшие к месту сбора перед выходом (у Бильбо) отважные казады притащили музыкальных инструментов на целый оркестр. Единственным оружием до тролльского логова была выхваченная Торином из костра головня...
Пойдем дальше. Следующая остановка -- Раздол. Имладрис, Ривенделл -- кому как нравится.
То, что скрытое послание неожиданно удалось прочесть -- ладно. Гэндальф до этого мог и не слишком интересоваться картой. Но вот мечи... Как мне кажется, с покойным "королем Гондолина" Элронд был все-таки в некотором родстве. Более того -- на тот момент являлся единственным наследником в Средиземье... и свободно отдал дедушкины реликвии -- носи, мол, Торин, поминай эльфов добром. Авось пригодится. У меня таких клинков -- полон арсенал, и целых, и поломанных...
А как же! Пригодилось, почти сразу же. Ну вот не знал опытный путешественник Гэндальф про гоблинов на перевале. И эльфы ничего не сказали, и Элронд промолчал -- хотя уж ему-то про горных орков забыть... да просто сыновья не дали бы. Ну вот такие хитрые твари -- взяли под контроль перевал, и никто в окрестностях ни сном, ни духом.
Внимание, дальше начинается интересно! Несмотря на давние (и в "Хоббите" не раз упомянутые!) разногласия с гномами по вопросу "кто кому первый голову срубил", главный гоп настроен довольно благодушно. Занимается тихим рэкетом, и не более того -- до тех пор, пока не обнаруживает эльфийский меч... еще и такой известный.
Чем дальше, тем удивительнее: из всех возможных действий проникший в пещеру Гэндальф выбирает один. Он не убивает Главного Гоблина магией. Не ослепляет вспышкой всю толпу и под этим прикрытием не выводит гномов. Не поджидает, пока гномов выведут из зала, в котором и охраны побольше, и все все видят (убрать конвоиров было бы несколько проще, чем отбиться от телохранителей). Вместо этого "главный нехороший парень" режется на глазах у всех. Изъятым у гномов эльфийским мечом.
Последовавший отход с потерей Бильбо и прочими приключениями со стратегической точки зрения на тот момент (не будем пока о тех последствиях, о которых Гэндальф и помыслить не мог…) есть эпизод малозначительный и незапланированный. Главное сделано.
Сбеги пленники по дороге в темницу (куда их кинули бы в ходе "мирного" развития событий) -- погнались бы до выхода и вернулись: не стоит добыча больших усилий! Сгори начальство синим пламенем -- перепугались бы, да еще сдуру и не связали эту смерть с присутствием гномов, с гоблинов станется. Просто ослепли бы на несколько минут -- вообще могли побояться преследовать. Зато при варианте, избранном опытным и предусмотрительным Гэндальфом, месть была обеспечена. Долгая и основательная, вплоть до большой войны.
Дальнейшее швыряние шишками и полеты на "случайно подвернувшихся" Гваихирах и Ландровалях уже значения не имели. Первая фаза операции успешно завершилась, можно заняться своими делами. Дойдут до дракона -- великолепно, съест он их или они его убьют (теперь не голыми руками, теперь даже один меч есть... пардон, еще кинжал у хоббита!) -- пусть сами разбираются. Если дойдут и убьют – во всех отношениях замечательно. Если сожрет -- зная характер драконов, сожжение Эсгарота можно предсказать и без магии. Так что доводим до Беорна, провожаем до опушки... И отбываем на юг, прихватив с собой Гламдринг. Не Нарсил, конечно, но тоже пригодится может.
К "южному направлению" мы еще вернемся, а пока что пойдем за гномами. Недавно побывавший у Дол-Гулдура Гэндальф ну просто никак не мог знать о состоянии дорог в Лихолесье, правда? И планируя поход, совершенно не вспомнил о Трандуиле с его эльфами. Ни об их "любви" к гномам, ни о возможной помощи -- если уж действительно надо было добраться до Эребора. Некогда было, спешил очень. Так что всю компанию дивные эльфы аккуратно повязали -- если бы гномы слушались советов, даже без пауков история бы обошлась.
И посадили эльфы гномов. И Трандуил, разумеется, не мог знать в лицо наследника соседнего монарха (с которым до прилета дракона поддерживались постоянные контакты, хотя бы даже через Эсгарот), героя войны с орками и прочая, прочая. Ни один эльф не услышал шагов хоббита по каменному полу, не заметил его тень, просто не почувствовал присутствие рядом (с Кольцом на пальце!!!). Не проверил, пустые бочки или полные... Причем заметим -- напивался возле бочек (и спаивал мажордома) лично начальник стражи, которому в общем-то по рангу можно было и на пиру посидеть, пока подчиненные запертые камеры караулят. Точно вовремя напивались, в срок: не раньше (нечего зря по Эсгароту шастать, народ мутить) и не позже -- только-только собраться и подоспеть к открытию потайной двери. Плотогонов, возжелавших бочки осмотреть, тоже начальство одернуло... Ордена надо таким начальникам давать -- за хорошую организацию побега!
Дальнейшее -- цепочка случайностей. Кроме одной. С войсками Трандуила подошел Гэндальф, сделавший свои дела. Какие именно?
Ни много ни мало -- разгром Дол-Гулдура. Я так думаю, что Светлый Совет для этого дела одного-единственного Гэндальфа не послал. Войска были. Причем, учитывая присутствие Саурона и назгулов, отборные эльфийские, с магами во главе. А войскам (даже эльфийским) нужно время на сосредоточение, подготовку к походу, переправу через Андуин, выход на исходные позиции для атаки... Не исключено, что и "осадный припас" готовили -- вряд ли предполагали в первый же день взять.
Отсюда можно сделать вывод, напрашивающийся даже доморощенному стратегу: пока Гэндальф кидался шишками, Светлый Совет вел армию к Андуину. Гномов несколько "придержали", чтобы, Эру сохрани, Больг со своими орками на Эсгарот раньше времени не обрушился. И с помощью орлов Гэндальф с Радагастом следили за тем, как из всех нор гоблины стекаются к Гундабаду (точность разведки поразительна -- было известно даже имя-отчество предводителя!). Как только орки с Мглистого ушли -- можно было атаковать Дол-Гулдур: помощь к нему не подоспела бы, в тыл Светлым никто не ударил бы. Некому. Все ушли мстить.
Изящный отвлекающий маневр -- минимум сил (всего-то 13 гномов и хоббит), одна провокация с убийством лидера -- и Саурон остался без важного и удобно расположенного союзника. Заодно сняты (отошли на север) орочьи заслоны на перевалах -- можно, по необходимости, подбрасывать подкрепления из Раздола или отходить в случае неудачи. И варги ушли. Зачем лишние глаза и уши (весьма зоркие и чуткие) в районе сосредоточения и передвижения войск?
Ради такого дела и гондолинских клинков не жалко. Тем паче что Гэндальф и потом с Гламдрингом таскался, и даже в Валинор его увез -- законному владельцу, так сказать.
Далее у Трандуила появляется возможность выдвинуть к Одинокой немалое войско -- при этом оставив не меньшее для охраны родного замка, орки могли ведь и "повернуть"... Не удивлюсь, если в Битве Пяти Воинств была задействована часть эльфийской армии, штурмовавшей Дол-Гулдур: лесные эльфы были преимущественно лучниками, а в сражении участвовали и эльфийские копейщики... каковыми в ту эпоху славились в основном нолдор (вспомним хотя бы Айглос -- копье Гил-Галада), то есть жители Имладриса и частично Митлонда.
Битва у Одинокой состоялась бы в любом случае. Выкуривали бы дракона (учитывая наличие в строю майа с Кольцом Огня, было бы не то чтобы совсем легко, но несколько проще...), били орков, вправляли мозги Торину... что было неизбежно при любом раскладе. Со старыми-то гномскими обидами да еще и только что "отсидевший", господин Оукеншильд явно не был склонен к дружбе с эльфами. Зато обладал бы значительным экономическим (а значит, впоследствии -- и военным!) потенциалом. Может быть, Саурон и не перетянул бы на свою сторону Эребор. Даже за Морию и Кольца... хотя тут честолюбивый и жадноватый Торин мог бы и дрогнуть. Но не будем о покойниках плохо. В Войне Кольца ему достаточно было занять нейтральную позицию, запереться в горе -- и северная армия Темных вместо Одинокой пошла бы на Лихолесье.
А так -- все очень даже прекрасно получилось! Как в сказке! Приходит старый кровный враг Больг, сын Азога, эльфы и гномы совместно сражаются против него... Точно вовремя (выйдя из дома за несколько дней до битвы!) приходит Беорн, с воздуха атакуют орлы... уже после того, как Торин вступил в бой. Не мог не ввязаться и отсидеться в горе, пока вызванных им же родичей перемалывают, все верно. Помер геройски, все подружились, на Севере от Раздола до Железных Холмов образовалась сплошная территория Светлых.
Операция "Дракон" успешно завершена. Можно браться за другие дела. Например, посмотреть опытным майарским глазом -- уж не в Призрачный ли мир исчезает "невидимый" хоббит? и что там у него за колечко появилось, моя прелес-с-сть?